Все психологи твердят, что для детей должны существовать определенные ограничения. Но в то же время родители не должны слушать мнение окружающих или руководствоваться собственными прихотями. Если у вас есть ребенок и вы хотите, что бы он вырос позитивным, уверенным и счастливым, нельзя ему запрещать…
1. Проявлять свои интересы и склонности
Иногда взрослые собственными руками убиваем веру ребенка в свои способности и таланты. Малыша в его увлечениях нужно непременно подбадривать, хвалить за проявленный интерес, увлеченность, желание научиться чему-то новому. Даже если ребенок вскоре остынет к выбранному занятию, у него останется занимательный опыт и уверенность в поддержке и понимании родителей.
2. Плакать
У маленького ребенка жизнь – это палитра эмоций, и негативных, в том числе. Расстраиваться для малыша – это нормально. И нельзя требовать от маленького ежесекундно перестать переживать обиду и горечь. Нельзя запрещать ребенку плакать. Ему бывает трудно осознать причину своего состояния, так что ваш логичный вопрос «почему ты плачешь?» может остаться без ответа. В таком случае важно самим озвучить малышу его чувства. Выкиньте из своего лексикона определения «нытик» и «плакса», а также фразы типа «не реви, как девчонка». Озвучивая их, вы только добьетесь того, что кроха будет считать себя плохим за свои слезы.
3. Пытаться быть самостоятельным
Сначала родители радуются первым детским «Я сам!», но потом часто поддаются соблазну сделать что-то быстрее и качественнее вместо ребенка – надеть ботинки, застелить кровать или узнать школьные задания. И тем самым собственноручно «выращивают» себе проблему на будущее. Малыш, не научившийся самостоятельности, становиться обузой для окружающих и теряет самооценку. Родители должны искренне верить в своего кроху, хвалить за успехи и попытки и восторгаться им на людях, но ни в коем случае не запрещать ему делать что-либо самостоятельно.
4. Жадничать
Если бы вас попросили одолжить первому встречному свой дорогой телефон, любимое платье или новенькую машину, вы бы были в восторге? А детей мы заставляем делиться кровным под лозунгом «не будь жадиной, надо делиться». Малыш имеет полное право распоряжаться своими вещами, так что не нужно стыдить его за жадность. Конечно, добровольный акт ребенка и честный обмен игрушками приветствуются.
5. Быть источником шума
Считается, что высокий и громкий голос у детей – ухищрения мудрой природы, чтобы мама быстро могла найти свое чадо. Не стоит запрещать ребенку проявлять себя голосом и жестами, с наступлением школьного возраста его полная свобода закончиться.
6. Проявлять любопытство, проводить эксперименты
Ограничивать свободу действий ребенка нужно только в том случае, когда они противоречат его собственной безопасности и окружающих его людей. Если одергивать чадо по любому поводу, то в будущем придется помахать ручкой таким полезным качествам малыша, как инициативность, самостоятельность и креативность.
7. Проявлять страх
Страх заложен в детях для выживания, и его не нужно критиковать, осмеивать или игнорировать. Объятия, добрые шутки и специальные ритуалы помогут вам в случае приступа детского страха.
8. Сопротивляться
Мы отстаиваем свои желания и для ребенка такое поведение тоже нормально. Если вы не можете выполнить желание малыша, например, купить игрушку, посочувствуйте ребенку и предложите что-то приятное взамен. Кроха должен смириться с тем, что решения о покупках принимает взрослый. Поддавшись хоть один раз на провокацию малыша в виде криков и истерики, вы будете обречены либо избегать магазинов, либо каждый раз становиться центром шумного скандала. Последовательность – наше все.
9. Проявлять негативные чувства
Мы сами довольно часто испытываем негативные чувства – жадность, злость, зависть. Но нервничаем, когда видим проявления отрицательных эмоций в своем ребенке. Малыш имеет полное право на «плохую сторону», тем более что сила воли в юном возрасте еще не до конца сформирована.
10. Думать о себе хорошо
Психологи советуют при необходимости критики в сторону ребенка заменить «ты-сообщения» («ты непослушный», «ты плохо сделал») на «я-сообщения» («я думаю, так поступать нехорошо», «я думаю, нам следует отправиться на прогулку»). В таком случае ребенок не будет чувствовать себя «плохим» и быстрее прислушается к вашим словам.